Вы здесь

 

Выбор винилового проигрывателя или как собрать виниловую систему,  не потратив лишних денег

Ниже я приведу несколько полезных советов для начинающих виниловодов и винилолюбов. Подразумевается, что у вас уже существует какая-то стереосистема, в которой есть усилитель, колонки, соединительные кабели, и ее лишь надо дополнить проигрывателем винила или, говоря проще, вертушкой.

Для начала хочу определить основополагающие цели, преследуемые при построении виниловой системы.

Вы любите слушать музыку.

У вас есть желание и возможность покупать виниловые пластинки.

И самое главное, вы хотите слушать музыку В МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМ КАЧЕСТВЕ, которое дает аналоговый источник.

Если ваши цели не совпадают с вышеизложенными, то дальше можно не читать. Первый и главный вопрос: какой проигрыватель купить? Тут все зависит от вашего бюджета. Если средства ограничены, и вы планируете потратить на проигрыватель не больше 500 - 1500 $, то лучшим выбором будет старый проигрыватель 80-х годов. Предпочтение следует отдавать японским вертушкам с прямым приводом и минимумом автоматики, достаточно будет автостопа: чем меньше наворотов, тем меньше поломок. А главное, вся автоматика плохо влияет на звук. Из фирм неоспоримый приоритет имеют Dennon, Victor, Yamaha, Kenwood. Многие, возможно, упрекнут меня в том, что здесь не упомянут "легендарный" Техникс 1210. Я же не считаю этот проигрыватель хорошим для звука. Он действительно надежен, за что и любим диджеями, которые крутят на нем диски задом наперед, скретчат и делают прочие издевательства. Техникс все это терпит и позволяет делать, но при этом у него много лишних примочек, удобных для диджейства, но плохо влияющих на звук. Поэтому я никому не рекомендую покупать Техниксы, поскольку они не оправдано дороги и звучат хуже своих японских собратьев.

При покупке старого проигрывателя всегда есть опасность купить кучу прогнившего и проржавевшего хлама, поэтому очень важно иметь дело с проверенным продавцом. А еще лучше иметь доверенного специалиста, который проведет осмотр, экспертизу и при необходимости настройку приобретаемого аппарата. Многие считают, что лучше покупать б/у проигрыватели напрямую на японском аукционе. Не делайте этого. Этот способ покупки при всей его привлекательности  подходит специалистам, которые занимаются перепродажей аппаратуры. Заочная покупка на аукционе - всегда лотерея, и, если не повезло с приобретенным аппаратом, приходится окупать свои потери покупкой и перепродажей последующих экземпляров. У вас такой возможности не будет.

Вторая ошибка, которой следует избегать, это покупка дешевых новодельных проигрывателей начального уровня. Проигрыватели, продающиеся в больших электронных супермаркетах по цене 300 - 400 $, предлагаю вообще не рассматривать. Но даже проигрыватели ценового уровня до 500-600 $, представленные в специализированных Hi-Fi салонах, покупать не стоит, поскольку они существенно проигрывают в звучании своим "японским  прадедушкам" за ту же цену. Если же ваш бюджет на приобретение проигрывателя превышает 2000 - 3000 $,  то тут бесспорно выбор в пользу новых современных проигрывателей. Выбирать лучше вертушку от известного специализированного производителя, с пассиковым приводом, мотором, хорошо развязанным от стола, с легким и жестким тонармом от известного производителя (Jelco, Ortofon, SME), с тяжелым композитным диском и современным дизайном. Я не буду здесь перечислять конкретные фирмы и модели: в интернете можно найти много полезной информации, отзывов и тестов.

Отдельно следует остановиться на подборе головки звукоснимателя и выборе фонокорректора.

Есть простое правило: на старых проигрывателях лучше звучат старые головки тех же годов выпуска. На современных проигрывателях преимущество лучше отдать новодельным головкам. Как правило очень сложно скрестить старую головку с современным проигрывателем и наоборот. Какой бюджет выделить на головку? Ответ простой: чем больше, тем лучше. Дело в том, что наибольшее влияние на качество звучания проигрывателя оказывает именно головка звукоснимателя и фонокорректор. Все остальные технические ухищрения лишь помогают раскрыть потенциал, заложенный в этих двух компонентах виниловой системы.  Поэтому если мы хотим получить хороший звук, на головке экономить не стоит. В идеале стоимость головки должна составлять как минимум половину стоимости проигрывателя, но можно поднять планку и выше. Конечно, не стоит покупать головку звукоснимателя дороже, чем сам проигрыватель, если только вы не собираетесь в ближайшее время сменить его на более дорогой. Выбирая между ММ- (подвижый магнит) и МС- (подвижная катушка) головками, лучше остановиться на ММ. Бюджет на хорошо звучащую МС головку будет гораздо выше. Эти головки не имеют сменных игл, они не так универсальны в плане звучания и в целом больше подходят не начинающим, а продвинутым винильщикам. При выборе старых головок предпочтение нужно отдавать проверенным, зарекомендовавшим себя моделям. Немаловажно, чтобы для них производились современные сменные иглы. В качестве примера приведу несколько беспроигрышных вариантов:

Shure V15 Tipe III

Victor Z1

Kenwood V38 или ее клон Sony MS 12

Audio-Technica AT 440 ML и AT 150 MLX

Grado Prestige Gold

Покупая старую головку, следует сразу же укомплектовать ее новой иглой, желательно с современной элептической заточкой. Хорошие иглы для старых головок производит, например, японская фирма JICO SAS.

Если же вы приобретаете современный  проигрыватель, то имейте ввиду, что головки, которыми комплектуются проигрыватели средней ценовой категории, как правило, не очень высокого уровня и подразумевают в перспективе замену на что-то лучшее. Более дорогие модели проигрывателей поставляются без головок и дают вам свободу выбора. Поэтому лучше покупать проигрыватель без головки и сразу комплектовать его достойным звукоснимателем. Выбирать головку звукоснимателя  лучше всего из тех моделей, которые рекомендует производитель. Как правило, именно с этими головками проигрыватель будет звучать лучше всего, поскольку он рассчитывался и настраивался именно на них. К примеру, есть такой известный производитель вертушек, как Rega, на которые без существенной перестройки тонарма нельзя поставить никакие другие головки, кроме их родных Реговских.

Теперь несколько слов о выборе фонокорректора.

Многие считают, что если в их ресивере или усилителе есть встроенный фонокорректор и вход фоно, то этого достаточно для качественного воспроизведения винила. Это очень большая ошибка. Усилители, имеющие качественные фонокорректоры, можно сосчитать на пальцах одной руки. В большинстве же встроенные фонокорректоры делались по остаточному принципу просто "чтобы было". Говоря о бюджете на фонокорректор, можно сказать, что он должен быть равен стоимости проигрывателя, иначе деньги, которые вы потратили на вертушку и хорошую головку, будут потрачены впустую -  настоящего винилового аналогового звука вы не получите. Конечно же, идеальным выбором будет ламповый фонокорректор, хотя есть и транзисторные модели, которые звучат очень прилично. Выбирая фонокорректор, лучше отказаться от всех ненужных опций, которыми вы не планируете пользоваться, и потратить деньги только на максимальное качество звука. Ниже я приведу несколько беспроигрышных вариантов ламповых и транзисторных фонокорректоров, испытанных и проверенных временем.

Lehmann Audio Black Cube или его младший брат Statement

Pro-Ject Tube Box

EAR 834

Luxman E-200 (из старых моделей Luxman Е 03, Е 06)

Ну, и в заключении хочу напомнить, что все эти компоненты необходимо соединить хорошими шнурами. При подборе шнуров важно учесть, что между проигрывателем и фонокорректором должен быть не просто межблочный шнур, а специализированный фонокабель. Отличительной особенностью фонокабеля является наличие дополнительного экранирования и третьей земляной жилы. Проверенные варианты фонокабелей в среднем ценовом диапазоне это прежде всего  Van den Hul isis и Ortofon 6nx-tsw-1010, которые выпускаются с различными вариантами разъемов, позволяющих подключать кабель как непосредственно к тонарму, так и к RCA разъемам проигрывателя.

И вот теперь, когда каждый  компонент виниловой системы любовно подобран и настроен можно взять с полки свою любимую пластинку, поставить ее на проигрыватель и окунуться в волшебный мир аналогового звука.

Удачи вам на этом пути.