Вы здесь

Виниловые пластинки, как инвестиция или почему выгодно покупать виниловые первопрессы 

Многие покупатели винила собирают свои коллекции просто, чтобы слушать любимую музыку на лучшем в мире носителе звука и вряд ли задумываются о дальнейшей судьбе своих пластинок, их сохранности и будущей стоимости. Но опыт последних двух десятилетий показывает, что винил помимо эстетического удовольствия может служить отличным инструментом сохранения и приумножения денег.

Конечно, в 60-х - 80-х пластинки были просто функциональными объектами, к которым вряд ли кто-то  относился достаточно бережно, даже магазины, которые их продавали.  Несъемные наклейки, ценники, надписи "распродажа" на обложках, все это было обычной практикой для розничных торговцев того времени.  Еще с меньшим пиететом к пластинкам относились их владельцы, пыль, царапины, сигаретный пепел, пролитое пиво или что-то покрепче, все это сполна доставалось несчастным черным виниловым кругам, хранящим в себе магические звуки музыки.

Но все изменилось в последние 20-25 лет. Плохое состояние подавляющего большинства имеющихся запасов любой коллекционной пластинки, наряду с повышенным интересом к винилу, в настоящее время является основной причиной роста цен. Снижение предложения и повышение спроса - это, конечно, прекрасный повод для повышения цены. На самом деле легко увидеть сходство между рынком виниловых первопрессов  и книг первого издания - некоторые, из которых продаются за десятки тысяч фунтов. Можно утверждать, что единственная причина, по которой редкие книги имеют значительно большую ценность, чем большинство старых записей - это просто древность.  Пластинки просто еще не успели как следует подорожать. 

Даже такие серьезные институты, как «Файнэншл Таймс» всерьез обсуждают перспективы инвестиций в редкие коллекционные издания винила и публикуют  графики и прогнозы роста  цен на него. Так что как знать, возможно, ваши дети или внуки смогут оплатить свое обучение в престижном колледже или купить свой первый автомобиль, выгодно продав доставшуюся им вашу коллекцию винила.

Итак, если вы твердо решили отказаться от банковских сбережений, дающих 4%-5% годовых (если повезет и банк не закроется внезапно) и вложить деньги в растущий бешенными темпами, до 100% в год, винил, какие издания лучше всего покупать?  

Есть несколько возможных областей рынка, которые мы должны рассмотреть:

Первые и ранние прессы классического рока 60-х – 80-х годов

Конечно, этот рынок  наиболее всего известен и изучен, хотя только в последние десятилетия стало действительно очевидно, что на рост цены решающее значение будет иметь именно фактор первого пресса. Конечно, цены на Beatles, Rolling Stones, Black Sabbath, Deep Purple, Genesis, King Crimson, Led Zeppelin, Pink Floyd  и иже с ними уже сформированы и хорошо известны.  Исходя их этого нетрудно сделать предположения о других знаковых исполнителях, где цены по-прежнему кажутся очень низкими.  Например, в  течение многих лет альбомы Дэвида Боуи были относительно дешевыми, но его печальная смерть, резко изменила ситуацию, когда цена первого пресс "Ziggy Stardust" прыгнула с £20 до £150 за ночь, а цены по всему его каталогу  поднялись примерно в два - три раза. Конечно, наиболее циничные рекорд-коллекторы говорят, что можно сделать кучу денег скупая LP копии стареющих рок-звезд в ожидании их смерти. Но я желаю своим любимым музыкантам долгих лет и новых прекрасных релизов.  Хотя стоит отметить, что не только смерть, но и некоторые культурные события, вроде выхода фильма «Богемская рапсодия» могут сильно повлиять на стоимость коллекции. После выхода фильма спрос на винилы Queen взлетел вверх, а следом цены выросли на 50% - 100%.  Умело прогнозируя такой информацией, как юбилейные туры, выходы мемуаров или фильмов можно совершать выгодные приобретения.

Винил  90-х годов

Великая эпоха забвения винила, когда звукозаписывающие компании пытались убить его, печатая мизерные тиражи пластинок. Тем из нас кто достаточно умен, чтобы игнорировать полнейший бред, распространяемый апологетами CD, что они эффективны и звучат идеально не нужны наши советы. Но для тех, кто начинает сегодня с нуля, проверка десятилетия с 1990 по 2000 год на редкие издания – отличная тема для начала. С учетом того, что в 90-е годы количество копий многих  альбомов, как правило, составляло от 10 000- до1000 копий, мировые цены уже выросли, но все еще есть много привлекательных возможностей для сообразительного коллеционера.  Кроме того, вы получаете дополнительный бонус владения предметами, которых почти никто не имеет. Возьмем в качестве примера цены на LP Брюса Спрингстина.  Британский пресс "Tunnel Of Love" 1987 имеет среднюю цену продажи около £8 ,  "Human Touch" и "Lucky Town"  1992 года сейчас стоят от £20 до £25  , а " Ghost Of Tom Joad" 1995 года -  £100 с лишним, если удастся найти приличную копию. Вот еще один пример PJ Harvey – Is This Desire LP  1998, сейчас стоит около  £200. Я специально привожу примеры не очень популярных у нас исполнителей, чтобы было понятно, что пластинки 90-х годов популярных исполнителей типа Queen, Plant/Page, Metallica и т.п. будут стоить гораздо дороже.  И купить эти пластинки не так легко, поэтому цены будут расти с каждым годом.

Новый Винил

Конечно это наименее предсказуемая часть рынка, но есть три очевидные возможности.

Попробовать предсказать группы, которые будут иметь огромный и довольно быстрый успех.

Купить новые релизы известных музыкантов, которые выпускают коллекционные издания в небольших количествах.

Покупать новые издания старых хитов, которые будут иметь коллекционное значение.

Первая возможность имеет то преимущество, что предлагает максимально возможную отдачу за ваши деньги - примером может быть первый сингл Arctic Monkeys, который подскочил с нескольких фунтов до £100 в течение нескольких месяцев после выпуска.  Вторая возможность - довольно верная ставка, если вы определите правильные группы.  Хорошим примером такого рода в течение многих лет был Porcupine Tree / Steven Wilson, их коллекционные релизы, утраивались в стоимости в течение нескольких месяцев  практически в каждом случае.  Другой пример The Jam live LPs, которые были выпущены Polydor с 2015 года.  Первый релиз, "Live At Newcastle City Hall", уже стоит до £150-£200. Третий пример, пожалуй, самая интересная область и один из новых феноменов в коллекционировании записей.  В 2016 году Clash LPs были переизданы на цветном виниле и дешево продавались в Великобритании через такие торговые точки, как Tesco и Asda.  Они звучат довольно посредственно, но цены на них уже существенно выросли по мере распродажи прессов.

Знаменитые пластинки с предысторией

Есть, конечно, несколько знаковых примеров, подпадающих под эту категорию, которые оказались одними из лучших инвестиций за последние годы. Знаменитый пресс  A&M "God Save The Queen"  Sex Pistols вырос примерно с £2 000 на рубеже века до примерно £8 000-£10 000 в настоящее время.  Первый пресс золотого  Parlaphone альбома The Beatles "Please Please Me" показал, что он поднимается в цене не менее стремительно.  Но, конечно, настоящей вехой в коллекционировании пластинок в последние годы стала продажа Ринго Старром Белого альбома "номер 1" за 790 тыс. долларов в 2015 году.  Конечно, мы не можем иметь копии из первого десятка этих альбомов, но  данный факт показывает, в какую сторону будет двигаться тренд с более ранними номерами этого альбома.

Одним из вариантов, которые, возможно, стоит рассмотреть, в настоящее время по более доступным ценам, являются различные релизы, которые были выпущены с конвертами, разработанными художником Бэнкси.  Если репродукции  Бэнкси в тиражах по 500 шт. продают за £5 000-£10 000, то почему 7" и 12" синглы с обложками Бэнкси в тиражах по пару тысяч продают за £50-£200?  Над этим стоит подумать.

Желаю Вам удачных приобретений.